Зачем музыкантам блокчейн?

28 березня 2017
Сергей Блудов
Зачем музыкантам блокчейн?

Сергей Блудов — вице-президент и партнер DataArt — о главных инициативах музыкального рынка: DDEX, dotBC и OMI.

Гонка технологий

Музыкальная индустрия оказалась на технологическом распутье. Главная проблема — точно отследить, какие именно треки скачивают или слушают онлайн. Другой актуальный вопрос — как упростить распространение музыки, а заодно разобраться, сколько за каждую из прослушанных композиций должны получить музыканты, авторы текстов песен и обладатели авторских прав на них.

Потенциальным решением оказалась технология блокчейна. Ведь по сути это — распределенный реестр, который проверяет достоверность транзакций. Который, соответственно, может создавать регистрационные записи без участия каких-либо сторонних организаций.

Блокчейн

Сегодня за использованием любых композиций на радио, телевидении или концертах и последующими выплатами обладателям соответствующих авторских прав следит масштабная сеть авторских обществ (PRO). Но модный блокчейн, которому давно стало тесно в банковской сфере, способен совершить революцию в музыкальной индустрии. Эта технология создает децентрализованный доверенный реестр, который потенциально может обеспечить мгновенные и абсолютно прозрачные авторские отчисления создателям музыки — напрямую от поклонников. Решение, лежащее в основе существования Bitcoin, может помочь современному музыкальному рынку справиться с огромным количеством проблем:

  • минимизировать проволочки, связанные со сбором данных;
  • оптимизировать выплаты исполнителям;
  • устранить ошибки, которые до сих пор существуют в области музыкальных лицензионных прав.

Проект DotBC, созданный Бенджи Роджерсом, использует блокчейн для создания революционной среды open-source, которая действительно соответствует эпохе цифровой музыки. Роджерс предлагает заменить популярные форматы цифрового распространения (.mpeg, .wav) новым форматом c расширением .bc (dot Blockchain), не предназначенным для повторного использования враппером. Такой подход позволит цифровому реестру отследить авторские права и права на использование для частных лиц и компаний, будь то телевидение, радио или что-нибудь еще более модное и современное. Более того, это решение позволит охватить записи, права на их издание и исполнение, управлять всеми элементами в рамках одной распределенной среды. Такой формат может содержать минимально жизнеспособные данные (MVD) благодаря использованию веб-стандарта W3C JSON-LD. А значит, в конечном счете, все сводится к реализации выплат и их прозрачности.

Впрочем, успех этого проекта зависит от партнеров, которые решат участвовать в нем в нем. Но и здесь Роджерс получил хорошее преимущество уже на старте, заручившись серьезной поддержкой важных игроков музыкального рынка.

DDEX

Проект DDEX (Digital Data Exchange) стремится к стандартизации цифровой цепочки поставок — цель определенно благородная. Однако повсеместное внедрение «стандартов» может быть невероятно трудным: взгляните на любую другую индустрию, которая успела пройти через этот процесс. Впрочем, у DDEX есть козырь — сильные партнеры, которые давно работают в нужном направлении: Apple, Amazon, Spotify, Google и другие крупные бренды. А ведь именно от эффективного партнерства зависит успех внедрения единого стандарта метаданных.

Конечно, саму технологию всегда можно улучшить: упростить процессы или решить возникшие проблемы, но самым главным вопросом всегда остается внедрение. И здесь у стандарта DDEX все складывается неплохо: для доставки данных его уже используют YouTube Amazon, Apple, Pandora, Spotify и другие компании. Т. ч. что на будущее в проекте смотрят с оптимизмом. Нам остается запастись терпением и ждать, когда какой-нибудь музыкальный стартап внедрит его в свои решения, а может, и создаст что-то принципиально новое.

OMI

В борьбе участвует еще один игрок. Open Music Initiative (OMI) — другая опенсорсная платформа, которая отслеживает создателя музыки и обладателя авторских прав на нее. Пока проект проповедует собственный подход к творчеству. Но, скорее всего, фокус и здесь сместится в сторону извлечения прибыли, во всяком случае, раньше так происходило в 100 % случаев. OMI уже успела обзавестись влиятельными партнерами, в число которых входят Sony и Warner Music, популярные сервисы потоковой музыки Spotify и Pandora. Проект OMI также старается внедрить стандартизацию.

Меломаны вряд ли заметили, как стали зрителями гонки, победитель которой надолго захватит лидирующие позиции в области цифровой музыкальной стандартизации и внедрения новых технологий. Пока картина выглядит раздробленной, и игроков в поле зрения хватает — сказать, кто из них вырвется вперед, очень сложно. И хотя не исключено, что фаворит определится в ближайшее время, уже в 2017 к претендентам могут присоединиться и темные лошадки. Причем весьма перспективные.