В целом вы правы, но...

5 грудня 2017
В целом вы правы, но...
Наш коллега — канадец Джастин Фостер — об универсальных правилах дискуссии с коллегами или клиентами и способах вежливо выразить несогласие по-английски.

Вежливо выразить несогласие на иностранном языке — тонкая задача. Нужно принимать во внимание культурные различия, неважно, отправились вы в командировку к заказчику или беседуете на общем созвоне из своего офиса. Незнание особенностей местного этикета могут принять за демонстрацию неуважения и даже прямое оскорбление, в любом случае это ухудшит отношения с клиентом или иностранными коллегами.

Если речь идет о представителях западных культур, в голове всегда должны сидеть следующие правила. Прежде всего, старайтесь подобрать подходящий момент для вступления в разговор. Если вам нужно прервать собеседника, сделайте это в форме вопроса или просьбы. Для этого подойдут фразы: "I'm sorry but may I interrupt you?", "May I say/add something?" или "May I interject?". Если вам совершенно необходимо перебить собеседника и вариант вопросительного предложения вас не устраивает, вы можете сказать: "I apologize, but I have a question/something to add". Прерывая собеседника, старайтесь дождаться подходящего момента — например, когда собеседник сам ненадолго остановится.

Вот еще несколько подсказок:

  1. Следите за своей жестикуляцией. Не скрещивайте руки и не откидывайтесь на спинку кресла. Ваши движения могут быть слишком красноречивыми. Если вы будете сидеть прямо и смотреть собеседнику в глаза, это продемонстрирует не только уважение, но и заинтересованность в том, что он говорит.
  2. Контролируйте эмоции. Вы можете категорически не соглашаться с собеседником, но всегда должны оставаться спокойным, выражая несогласие. Вы можете чувствовать горячую убежденность в своих словах или восхищаться собственной идеей, но это не повод реагировать слишком бурно. Полезно показать, что вам не все равно, но чересчур эмоциональная реакция — всегда плохо, как и проявление любых отрицательных чувств.
  3. Избегайте негативных слов и выражений. Говоря: "can't", "won't", "I totally disagree", "no way", "I don't think so", "you must be kidding/joking", вы только вызовете раздражение собеседника. Такие фразы всегда либо принижают вторую сторону диалога, либо провоцируют ее на негативную реакцию
  4. Пользуйтесь способностью к эмпатии. Покажите собеседнику, что его мнение и чувства имеют для вас значение. Поставьте себя на место другого человека и постарайтесь понять, почему он думает именно так. Помните, сколько труда могло быть вложено в проект, который вы готовы сурово раскритиковать. Покажите, что позиция собеседника вам ясна, извинитесь, прежде чем не согласиться с ней. Всегда можно сказать: "I see what you’re saying but I think", "I respect your point but from my perspective", " True, that is a fair point, but I have to say I disagree", "I understand where you are coming from but ", "I’m afraid I disagree", "I respectfully disagree" и т. д.
  5. Предложите альтернативное решение. Любую критику заканчивайте в положительном ключе, озвучив новое предложение. Это поможет собеседнику почувствовать, что его слова имеют вес, и он контролирует ситуацию. Разговор, в центре которого совместный поиск решения, часто снимает напряжение. Вы можете начать с фразы: "Instead, I think we should/could", "My suggestion would be to", "An alternative solution might be", "I would recommend that we", "How about we", "What do you think about _______ instead?", "If you ask me, I think we should ".
  6. Сконцентрируйтесь на результате. Изучите вопрос со всех сторон, прежде чем настаивать на собственном решении. Не забудьте, что конечная цель — не защитить свою позицию, а составить оптимальный план действий. Сохраняйте спокойствие и сопоставляйте идеи с общей картиной и стратегическими планами.
  7. Вовремя остановитесь. Ваша задача как члена команды обратить внимание других участников обсуждения на факты, важные для принятия решения. Когда решение принято, продолжать спорить бесполезно, нужно поддерживать утвержденный коллективно план действий. Сделайте все от вас зависящее, чтобы добиться результата. Действуйте как профессионал — и вас будут уважать как человека, к идеям которого стоит прислушиваться.